Как осанка влияет на зрение
Физическое здоровье и физическая культура у детей заладываются именно в дошкольный и школьный периоды, когда происходит активный рост опорно-двигательного аппарата, формируется осанка. Правильное положение позвоночника – это здоровье и красота. Причем осанка и зрение напрямую связаны между собой.
Внутри позвоночного столба сосредоточены главные сосуды, питающие головной мозг и доставляющие к нему кислород. При деформации и смещении позвонков, происходит кислородное голодание, нарушаются разные мозговые функции, страдают в том числе и зрительные отделы. Таким образом, искривленный позвоночник — это прямой путь к близорукости и другим нарушениям зрительной функции.
Какие особенности скелетной системы у детей
Особенностью костной системы детей является наличие большего количества хрящей, воды, меньшего количества минералов, это делает скелет более гибким и менее хрупким, чем у взрослых. Кости детей растут благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения кости удлиняются за счет хрящевой ткани. В школьном возрасте содержание кальция в костной ткани увеличивается, и к 12 годам оно приближается по составу ко взрослому. У ребенка быстро заживают травмы, но благодаря пластичности костной системы, дети быстро формируют различные искривления и деформации. Поэтому ребенок с недостаточным зрением начинает сутулиться за столом, принимая более удобную для себя позу, и постепенно возникает стойкое нарушение осанки.
Нарушения осанки и зрения у школьников вызваны многочисленными факторами.
Схема «Причины нарушения осанки в школе и дома»
Как проводить профилактику нарушений осанки и зрения
Медсестра – это важное связующее звено между врачом и школьниками в профилактической работе по формированию правильной осанки и сохранности зрения. Она должна владеть знаниями об особенностях строения и формирования скелета и костной системы школьников, уметь найти правильный подход к каждому из них, выслушать и выявить жалобы маленького пациента.
В обязанности медсестры входит:
- знать принципы терапии, ухода и профилактики постуральных расстройств. Передавать эти сведения родителям;
- объяснять диагноз, оценивать тяжесть проблемы, определять приоритеты в лечении;
- подготовить ребенка к различным видам спинальных обследований (МРТ, КТ и т.д.);
- определять наличие психических, психологических и социальных проблем;
- помогать в выполнении коррекционных упражнений для осанки и зрения;
- проводить консультации для родителей;
- уметь настроить ребенка и его родителей на выздоровление и благоприятный исход лечения.
Объедините все мероприятия по профилактике нарушений осанки и зрения школьников в единую систему. Комплексный подход должен включать:
- профилактические медицинские осмотры,
- работу в школьных учреждениях,
- информирование и обучение родителей.
Соблюдайте санитарно-эпидемиологические требования согласно приказу МЗ РК от 02.12.2021 № ҚР ДСМ-124.
Профилактические медицинские осмотры
Территориальные поликлиники проводят медицинские осмотры школьников до 18-летнего возраста непосредственно в школе. Медсестра каждый год составляет список групп для обследования не позднее сентября предыдущего года и каждый месяц вносит необходимые корректировки.
На доврачебном этапе средний медперсонал МП, ФАПа, врачебной амбулатории или образовательной структуры определяет остроту зрения у учеников.
На квалифицированном этапе педиатр, терапевт, ВОП (для детей от 15 до 17 лет) осматривают видимые слизистые оболочки конъюнктивы глаз, грудную клетку и позвоночный столб.
Специализированный этап проводят узкие специалисты:
- хирург или травматолог-ортопед определяет наличие деформации позвоночника, нарушение осанки, функций крупных и мелких суставов;
- офтальмолог определяет остроту зрения, внешне осматривает орган зрения, осматривает с боковым освещением и в проходящем свете, проводит офтальмоскопию. Детям в возрасте от 14 и 17 лет дополнительно измеряют глазное давление.
После окончания профилактического медицинского осмотра врачи проводят комплексную оценку состояния здоровья детей, указывают группу здоровья, дают необходимые рекомендации по дополнительному обследованию, наблюдению, соблюдению санитарно-гигиенических правил, режиму, физическому воспитанию и закаливанию, по физкультурной группе (основная или специальная группа).
Важно! Небрежность и грубость недопустимы при работе с детьми. Принцип максимального уважения к психике ребенка и его защиты при проведении медицинских манипуляций - всегда в центре внимания работы медсестры
Умение успокоить ребенка во время обследования и проведения медицинских процедур – важное качество для школьной медсестры. Лучше всего в таких случаях включить игровые моменты, ответить на вопросы школьника.
Сведения по нарушениям осанки и зрения медработник заносит в паспорт здоровья ребенка, журнал учета диспансерных больных и журнал учета профилактических осмотров.
Работа с педагогами
Классный руководитель знает обо всех нарушениях зрения и осанки учеников от медсестры. Он рассаживает таких детей за ближние парты. Два раза в течение учебного года школьников, сидящих на крайних местах, 1 и 3 ряда меняют местами. Совместная работа медицинского работника и педагога позволяет эффективно проводить профилактику или скорректировать уже имеющиеся нарушения.
Включите в распорядок дня разминку перед занятиями на 10-20 минут. Это может делать преподаватель физкультуры или медсестра. На уроке паузы-пятиминутки может делать учитель. В младших классах лучше проводить такие занятия в стихотворной форме.
Такие нехитрые упражнения способствуют расслаблению мышц, снятию нагрузки с глаз. Вариантов такого рода разминок много, важно комбинировать упражнения, направленные на разные группы мышц.
Консультационная работа с родителями
Медицинская сестра совместно с классным руководителем проводит беседу с родителями о факторах риска возникновения нарушений зрения и осанки.
Памятка для родителей «Факторы риска возникновения нарушений зрения и осанки у детей»
В беседах с родителями о факторах риска возникновения нарушений зрения и осанки, акцентируйте внимание на следующих вопросах: | В беседах с родителями о факторах риска возникновения нарушений зрения и осанки, акцентируйте внимание на следующих вопросах: |
Перерывы с разминкой во время учебы в школе или во время выполнения домашнего задания. | |
Ежедневная утренняя разминка, в том числе упражнения от ортопеда (возможно перед началом уроков). | |
Организация регулярных профилактических осмотров и диспансеризация школьников с нарушениями осанки и зрения. | |
Стабильная связь школьников с медицинским учреждением. | |
Контроль объема физических нагрузок для детей со сколиозом на уроках физической культуры. | |
Обязательный контроль над выполнением правил подбора столов и стульев в классы для учащихся. | |
Посещение детьми с уже установленным нарушением осанки соответствующих спортивных секций, занятий по ЛФК. |
Раздайте родителям памятки с профилактическими рекомендациями.
Таким образом, соблюдение санитарных норм, создание оптимальных условий для учебного процесса в школе и дома, станет основой для профилактики нарушений осанки и зрения.