Восемь контрольных точек и карта контроля помогут медсестре оценивать занятия по физкультуре летом на свежем воздухе в разных возрастных группах.
Занятия физкультурой на открытом воздухе являются одним из способов закаливания. Обязательное условие проведения уроков физической культуры в детских коллективах – обеспечить медицинско-педагогическии контроль. Он поможет проследить динамику и тенденцию физического развития детей, оценить двигательную активность и повысить качество условий и результатов физического воспитания.
Оценить занятия по физкультуре летом на свежем воздухе в разных возрастных группах и повысить качество занятий медсестре
помогут 8 контрольных точек и карта контроля.
Карта контроля занятий
Скачайте готовый шаблон карты контроля занятий, в котором определите критерий оценки для каждого предложенного пункта.
По итогам мониторинга дайте рекомендации инструктору по физической культуре, чтобы скорректировать методику занятий по выявленным замечаниям.
8 контрольных пунктов оценки занятий физкультурой
Узнайте, по каким восьми контрольным пунктам надо оценивать занятия, что учитывать обязательно, а что желательно. Они составлены на основании требований приказа Министра здравоохранения Республики Казахстан от 9 июля 2021 года № ҚР ДСМ-59 и Приказа МЗ РК от 5 августа 2021 № ҚР ДСМ-76.
1 пункт. Какие соблюдать показания температуры и влажности воздуха, силы ветра
Конкретных норм по температуре и влажности воздуха, а также силе ветра для физкультурных занятий на открытом воздухе нет. Указывают только, что занятия в безветренную погоду проводят при температуре не ниже -15˚С.
У человека в состоянии покоя терморегуляция нарушается, если температура воздуха выше 30–31 °C при относительной влажности 80–90% или 40 °C при относительной влажности 40–50%. Когда работают мышцы, перегревание возникает при более низкой температуре воздуха.
В зависимости от уровня влажности, одна и та же температура воздуха ощущается по-разному. От влажности воздуха зависит испарение с поверхности тела. Испарение пота замедлится и теплоотдача резко снизится, если влажность воздуха повышенная. А при высокой влажности и температуре воздуха есть опасность возникновения перегрева организма.
Внимание! При мышечной деятельности и температуре воздуха в пределах 15–20 °C, влажность воздуха должна составлять 30–40 %, а при температуре 25 °C – 20–25%.
На теплообмен человека также влияет скорость движения воздуха. Движущийся воздух при высокой температуре повышает отдачу тепла за счет конвекции и испарения пота. Но это возможно, если температура воздуха ниже температуры тела.
От скорости движения воздуха также зависит нервно-психическое воздействие. Прохладный и умеренный ветер тонизирует организм, а сильный и продолжительный, наоборот, возбуждает и раздражает. Сильный встречный ветер мешает передвигаться ребенку при ходьбе, бегать и ездить на велосипеде, а также затрудняет дыхание.
В летнее время теплоотдача организма улучшается, если скорость движения воздуха 1–4 м/с. Ветер со скоростью выше 6–7 м/с воздействует раздражающе.
Занятия физкультурой на свежем воздухе разрешены, когда:
- температура воздуха +18-24 ˚С;
- влажность воздуха 25-40%;
- сила ветра 0-5 м/с.
Таблица
Условия, при которых можно проводить занятия на открытом воздухе
Возраст обучающихся | Температура воздуха и скорость ветра, при которых можно проводить занятия на открытом воздухе | |||
без ветра |
при скорости ветра до 5 м/сек |
при скорости ветра 6-10 м/сек |
при скорости ветра более 10 м/сек | |
до 12 лет | - 9˚ С | - 6˚ С | - 3˚ С | Занятия не проводят |
12-13 лет | - 12˚ С | - 8˚ С | - 5˚ С | |
14-15 лет | - 15˚ С | - 12˚ С | - 8˚ С | |
16-17 лет | - 16˚ С | - 15˚ С | - 10˚ С |
2 пункт. Как выбрать одежду и обувь для детей
Выбор одежды или формы для занятий физкультурой летом зависит от температуры воздуха. В памятке найдете, какой комплект одежды выбрать для ребенка при разных температурах.
При подборе одежды учитывайте индивидуальные особенности ребенка: если ребенок закален и привык к прохладе, можете облегчить одежду. Дети, которые впервые приступают к занятиям, часто болеют и плохо переносят прохладную погоду, начинают заниматься в более теплой одежде.
Рекомендуйте родителям подбирать обувь на 1–2 размера больше стопы ребенка, чтобы не стеснять ногу и не нарушать кровообращение. Спортивная обувь должна быть удобная, легкая и с застежками-липучками.
3 пункт. Сколько по времени должны длится занятия
Оценивайте правильное построение занятий по времени всего занятия и отдельных его частей: вводной, основной и заключительной.
В таблице ниже посмотрите оптимальное время для каждой части занятия в разных возрастных группах.
Таблица
Длительность физкультурного занятия на открытом воздухе
в разных возрастных группах
Возрастная группа | Продолжительность занятия, мин. | Продолжительность частей занятия, мин. |
Младшая группа | 15 | 4-8-3 |
Средняя группа | 20 | 3-14-3 |
Старшая группа | 25 | 3-19-3 |
Подготовительная группа | 30 | 4-22-4 |
Школьники | 35 | 5-25-5 |
Обратите внимание, что время проведения вводной и заключительной частей занятия в разных возрастных группах не очень отличается. А вот продолжительность основной части занятия для каждого возраста своя: если в младшей группе она длится 8 минут, в старшей уже 19. У школьников время занятий равно уроку (35-40 минут).
4 пункт. Какие упражнения включить в занятия
Беговые упражнения составляют основу занятия. На каждом занятии дети выполняют несколько основных движений, которые чередуют с бегом со средней скоростью. Вначале даете более сложные или новые движения, а затем знакомые или простые.
Внимание! Беговые упражнения должны составлять 50 % времени физкультуры на открытом воздухе.
Общеразвивающие упражнения основной части занятий формируют правильную осанку и готовят детей к нагрузке.
Разогрейте различные части тела, чтобы избежать травматизма и добиться хороших результатов при выполнении движений. Упражнения в основных движениях заканчивайте медленным бегом, а после проводите подвижную игру или игру-эстафету с выполнением основных движений.
В таблице ниже ознакомьтесь с элементами, которые должны быть в каждой части занятия по физкультуре. Обратите внимание, что в комплексах нет упражнений из положения «сидя» и «лежа», а также нет ползания.
Таблица
Элементы упражнений для каждой части занятия по физкультуре
Вводная | Основная | Заключительная |
1. Строевые упражнения 2. Разные способы ходьбы и бега 3. Усвоенные простые движения: прыжки с продвижением вперед на одной и двух ногах 4. Подводящие упражнения для овладения сложными движениями, включенных в занятие 5. Упражнения на развитие быстроты реакции и активизации внимания 6. Упражнения на развитие динамической ориентировки в пространстве |
1. Общеразвивающие упражнения для формирования правильной осанки 2. Упражнения на разогрев различных частей тела 3. Подводящие упражнения для овладения сложными движениями, включенных в занятие 4. Упражнения в основных движениях |
1. Переход от интенсивных упражнений к спокойным, снижение физиологической нагрузки 2. Медленный бег, с переходом в ходьбу 3. Дыхательные упражнения 4. Игры с малой подвижностью |
5 пункт. Как оценивать эффективность занятий
Оценивайте эффективность занятия по показателям:
- моторной плотности;
- среднего уровня частоты сердечных сокращений (ЧСС).
Моторная плотность
Моторная плотность занятия на воздухе – это процентное соотношение времени занятия, которое ребенок потратил на движения, и общей продолжительности занятия. Моторную плотность измеряйте методом индивидуального хронометража, она должна составлять не менее 80 %.
Например, в младшей возрастной группе общее время, которое затрачивается на выполнение движений, должно быть не меньше 12 минут. Поэтому суммарное время пассивного отдыха и статичных пауз между упражнениями (объяснение заданий и т.д.) может быть не более 3 минут.
В подготовительной и школьной группе не менее 24 минут нужно уделять двигательной активности и не более 6 минут - паузам без движений.
Частота сердечных сокращений
Частоту сердечных сокращений (ЧСС) измеряйте методом пульсометрии. Средняя ЧСС во время занятия на свежем воздухе должна составлять: у детей 3–4 лет – 140–160 ударов в минуту, у детей 5–7 лет и подростков – 150–160 ударов в минуту. После окончания занятия восстановление ЧСС до исходных показателей должно происходить за 3–6 минут.
6 пункт. Как отмечать признаки утомления
Во время занятий медсестра и педагог наблюдают за детьми и отмечают внешние признаки утомления ребенка и степень их выраженности. Сделать это сможете при помощи памятки ниже.
Небольшое утомление показывает адекватную нагрузку. Среднее утомление говорит о том, что уровень нагрузки нуждается в корректировке. Если же уровень утомления высокий, то необходимо незамедлительно прекратить занятие и оказать ребенку медицинскую помощь.
Если у большинства детей наблюдаете средний или высокий уровень утомления, то перестройте занятие, так как его содержание не соответствует уровню физической подготовленности детей.
7 пункт. Как организовать занятия
Перед каждым занятием осмотрите площадку и проверьте исправность оборудования. Не должно быть посторонних предметов и нарушений покрытия. Спортивный и дидактический материалы должны соотноситься с возрастом детей, погодными условиями и временем года.
Внимание! Во время занятий не допускайте переохлаждения или перегревания организма ребенка.
Инвентарь должен быть чистым и без повреждений.
Во время занятий контролируйте, как преподаватель соблюдает правила:
- техники безопасности;
- пользования инвентарем;
- игр;
- поведения.
Строго следите, чтобы преподаватель страховал ребенка при выполнении сложных упражнений на снарядах или двигательных элементов:
- при лазании на гимнастической стенке;
- хождении по бревну, скамейке или иному снаряду;
- подтягиваниях;
- приземлении при прыжках в длину и высоту;
- упражнениях в равновесии и на тренажерах;
- катании на велосипеде и самокате.
Двигательная нагрузка и дозировка упражнений должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, его уровню подготовленности и группе здоровья. Между упражнениями не делайте длительных пауз. Правила игр должны быть просты и понятны, чтобы не тратить много времени на их объяснение.
После занятий проверяйте, переоделись ли дети в сухую одежду и белье, а также вымыли руки с мылом.
8 пункт. Какие противопоказания для занятий учитывать
Абсолютных противопоказаний для занятий физкультурой в течение года на открытом воздухе у детей нет. К занятиям допускаются дети I, II, и III групп здоровья. Детей освобождают на определенный срок от физкультурных занятий после перенесенных заболеваний.
Внимание! Если ребенок переболел коронавирусом без осложнений, врач освобождает его от занятий физкультурой на две недели, а если с осложнениями – на месяц.
Какой документ является основанием
Ребенка освобождайте от занятий физкультурой только на основании официального медицинского документа. Но если у ребенка есть противопоказания, которые не требуют медицинского заключения, то освобождение может написать родитель: например, если у ребенка ссадины на руке или коленке. В таком случае форма справки произвольная.
Срок освобождения
Педиатр единолично может освобождать детей от занятий физкультурой на срок от двух недель до одного месяца. Это освобождение выдается ребенку в виде обычной справки после болезни.
После ОРЗ выдают стандартное освобождение от занятий физкультурой на две недели.
После серьезного заболевания, например, ангины или пневмонии, – на один месяц.
После тяжелых заболеваний (туберкулез, гепатит, язвенная болезнь и т.д.), травм (переломы, сотрясение головного мозга и т.д.) или операций необходимо более длительное освобождение от занятий физкультурой.
Освобождение от физкультуры свыше одного месяца родители оформляют через врачебно-консультативную комиссию (ВКК). Заключение ВКК подписывают три специалиста: лечащий врач, заведующий поликлиникой и главный врач. На документе обязательно должна быть круглая печать поликлиники.
На весь год от физкультуры освобождаются дети-инвалиды. Некоторым детям разрешают заниматься физкультурой в специальной или в подготовительной группе.